Вопросы к семинару № 2 по дисциплине «Международные гуманитарные связи»

Социокультурные приоритеты международного гуманитарного сотрудничества.

ООН и ее специализированные структуры во много стороннем диалоге по выработке согласованных подходов к международно-гуманитарной проблематике. Гуманитарные Программы ООН (Борьба с голодом, иммиграцией, международная защита прав человека). Деятельность Всемирной организации здравоохранения, Детского Фонда ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Международного Совета по охране памятников и исторических мест, Всемирной туристической организации.

Роль ЮНЕСКО в преодолении духовной разобщенности народов, создании моделей взаимосвязанной и взаимозависимой поликультурной архитектуры мира. Идеалы, принципы и ценности ЮНЕСКО. Формат международного гуманитарного сотрудничества – культура, наука, образование, права человека. Основополагающий принцип – «мыслить глобально, действовать локально». Масштаб международного взаимодействия – сотрудничество с 588 неправительственными организациями.

Опыт международного олимпийского движения и его организаций в развитии многосторонних гуманитарных связей.

Роль Совета Европы в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве.

ВОПРОСЫ к семинару 23 апреля 2014 года (среда) с 9:00 до 10:20:
1. Роль ООН и ее специализированных структур в международном гуманитарном сотрудничестве (модератор — Исмоилов Бободжон).
2. Гуманитарные программы ООН (модератор — Акушенкова Лидия).
3. Роль ЮНЕСКО в международном гуманитарном сотрудничестве (модератор — Гасанов Тарлан).
4. Опыт международного олимпийского движения и его организаций в развитии гуманитарного сотрудничества (модератор — Банакин Павел).
5. Роль Совета Европы в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве (модератор — Бойко Денис).

Основная литература:
1. Высторобец Е.А. Экологическое право-мотивации в международном сотрудничестве. М., «Наука», 2006.
2. Костин А.И. Экология и глобалистика. М., «Аспект Пресс», 2005.
3. Международное гуманитарное сотрудничество и проблема современного мира. «Российская газета», 19.08.2009.
4. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России. М. 2008.
5. Сухарев А.И. Формирование субъектов международных отношений: проблема становления субъектов гуманитарных взаимодействий в международных отношениях XXI века. М., 2010.

Дополнительная литература:
1. Доклады о деятельности ЮНЕСКО. М., 2007-2011 гг.
2. Курьер ЮНЕСКО, 2007 – 2011 гг.
3. Совет Европы: Кто мы и чем занимаемся. www.cor.imt.
4. Заемский В.Ф. ООН и миротворчесто. М., 2012-09-06.

Internet-ресурсы:
1. Основные направления работы МИД РФ по развитию культурных связей с зарубежными странами. www.mid.ru/.
2. Министерство культуры РФ: Сотрудничество с Евросоюзом и странами Европы. www.rus-eu-culture.ru/rf/588/.
3. Сотрудничество Россия – Совет Европы. Рамочная программа по сотрудничеству в сфере культуры и культурного наследия на период 2009 – 2011 годов. www.rus-eu-culture.ru/documents/655/.
4. Официальный сайт Совета безопасности РФ – www.scrf.gov.ru/documents/16/27.html
5. Официальный сайт Президента РФ – президент.рф/acts/15635
6. Декларации и конвенции ООН – www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations_rights.shtml
7. Сайт программы развития ООН. Доклады о развитии человека. Human Development Reports – United Nations Development Programme (UNDP) (1990 – 2011) – hdr.undp.org/en/reports/global/.

Вопросы к зачету по курсу «Современные информационные технологии в международных отношениях»

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА
по курсу «Современные информационные технологии в международных отношениях» (по теории)

1. Сущность информационных технологий.
2. Классификация информационных технологий.
3. Этапы развития информационных технологий.
4. Предпосылки быстрого развития информационных технологий.
5. Основные виды информационных технологий.
6. Тенденции развития информационных технологий и информационных систем.
7. Особенности реализации современных информационных технологий
8. Понятия «информация», «данные», «знания».
9. Виды и свойства информации.
10. Основные принципы информационно-аналитической работы.
11. Схема рациональной управленческой деятельности.
12. Возможности и сфера применения информационно-аналитических технологий.
13. Теоретическая база создания информационно-аналитических технологий.
14. Назначение, принципы построения, основные реализованные функции, достоинства и области применения информационно-аналитической системы «Дипломат"
15. Назначение, принципы построения, основные реализованные функции, достоинства и области применения информационно-аналитической системы «Ангара».

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по семинарам курс «Современные информационные технологии в международных отношениях»
(группа профессора Кретова В.С.)

1. Актуальность разработки ЭСПРКС.
2. Назначение ЭСПРКС.
3.Требования к ЭСПРКС и реализованные функции.
4. Концепция автоматической классификации кризисных ситуаций.
5.Достоинства ЭСПРКС и области возможного использования системы.
6. Постановка задачи анализа международного конфликта в УСЦ РАГС.
7. Актуальность проблемы анализа международных конфликтов для принятия решений во внешнеполитической сфере.
8. Этапы выполнения задачи анализа международного конфликта в УСЦ РАГС.
9. Обоснование необходимости разработки новой прикладной информационной технологии (ИТ).
10. Требования к прикладной ИТ анализа международных конфликтов.
11. Состав прикладной ИТ анализа международных конфликтов.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по практике курс «Современные информационные технологии в международных отношениях»
(группа ст. преп. Семеновой О.В.)

1. Технологии подготовки текстовых документов в текстовом редакторе MsWord: назначение и функциональные возможности приложения, работа со стилями, макросами, организация контекстного поиска в документе.
2. Работа с электронными таблицами Excel: назначение и функциональные возможности приложения, адресация ячеек, форматирование данных создание и редактирование диаграмм, сортировка данных, модель гонки вооружений Ричардсона.

Семинарское занятие № 1 по дисциплине «Глобальные проблемы в современных международных отношениях»

Вопросы к семинару по теме: «Трансформация международной политической среды к ХХI веку».

Вопросы 3 — 12 — по материалам учебника «История международных отношений», т. III, под ред. Торкунова и Наринского (есть в Б-ке).

Вопросы 1, 2, 13, 14 — Учебнику «Современные глобальные проблемы» (Введение, Главы 1, 2, 9. 10), под ред. Барановского и Багатурова.

Но, в принципе, один учебник дополняет другой, кроме того, я тоже кое-что говорил на лекциях, было бы неплохо вспомнить.

1. Понятия глобального политического порядка (докладчик — Акушенкова Лидия).
2. Призмы анализа глобальных проблем (докладчик — Ан Ун Чхор).
3. Основные характеристики Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений (докладчик — Банакин Павел).
4. Холодная война и оформление биполярной СМО после Второй мировой войны (докладчик — Батмунх Баясгалан).
5. Германский вопрос 1945-1949 годы и его влияние на развитие МО в Европе в 1990-е годы ХХ века. (докладчик — Бойко Денис).
6. Создание блоковой системы в Европе (НАТО и ОВД). Сосуществование двух блоковых систем безопасности в Евро-Атлантике (докладчик и— Гасанов Тарлан и Елизаров Сергей).
7. Процесс деколонизации и его значение для формирования глобальной системы системы ХХI века (докладчик — ).
8. Региональные кризисные ситуации в АТР в 1960 — 1980-е г оды и переход их конфликтной составляющей в ХХI век (докладчик — Каримова Нафиса). (1. Процесс ближневосточного урегулирования,2. раздел Кореи, 3. исламская революция в Иране, 4. индийско-пакистанский конфликт, др.) (докладчики — 1. Кириллов Кирилл, 2. Мальцева Виктория, 3. Марченко Никита, 4. Пирогов Виталий).
9. Процесс европейской экономической интеграции (создание и развитие ЕЭС — ЕС) (докладчик — Русакова Ольга).
10. Политические изменения в Европе в 1990-е годы и влияние этого процесса на систему МО начала ХХI века (докладчик — Рю Вон Ир).
11. Конфликтные ситуации в Ираке и Афганистане. Распространение феномена международных вызовов и угроз (докладчики — Собиров Абдурахмон и Сомов Антон).
12. Региональные источники нестабильности на рубеже веков. (докладчик — Усманов Руслан).
13. Переходный период в развитии глобальной системы МО и формирование ее полицентрической модели (докладчик — Хозяинова Яна).
14. Глобализация как источник экономических кризисов в конце ХХ и начале ХХI веков. (докладчик — Шкрылев Артем).

С.И. Большаков

P.S. ПРОШУ ВСЕХ ПОДГОТОВИТЬСЯ И ВЫСТУПИТЬ С СОБЛЮДЕНИЕМ РЕГЛАМЕНТА. СЕМИНАР ЭТО КОГДА УЧАЩИЕСЯ ОЗВУЧИВАЮТ СВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Аналитические записки по дисциплине «Международные гуманитарные связи»

Примерная тематика аналитических записок по «Международные гуманитарные связи»:
1. Политические аспекты международного гуманитарного сотрудничества.
2. Гуманитарное сотрудничество: цель или средство взаимодействия в мировой политике.
3. Стратегии ООН и ее специализированных учреждений в международно-гуманитарном сотрудничестве. Гуманитарные Программы ООН.
4. Цели, принципы, ценности ЮНЕСКО и особенности ее деятельности.
5. Роль Совета Европы в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве.
6. Цели и задачи современного международного сотрудничества в природоохранной сфере.
7. Возможности и перспективы международной интеграции в экологической сфере.
8. Особенности деятельности международных организаций «Гринпис» и «Зеленый крест».
9. Основные направления деятельности России в международно-гуманитарной сфере.
10. Механизмы и формы гуманитарного взаимодействия России на международной арене.

Критерии оценки аналитических записок
Аналитическая записка оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки работ магистрантов.

КритерииПоказатели
1. Новизна текста
Макс. – 20 баллов
— актуальность проблемы и темы;
— новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
— наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. – 30 баллов
— соответствие плана теме исследований;
— соответствие содержания теме и плану;
— полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
— обоснованность способов и методов работы с материалом;
— умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
— умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников — круг, полнота использования литературных источников по проблеме.

Вопросы к семинару № 1 по дисциплине «Международные гуманитарные связи»

Гуманитарные связи в мировой политике.
Международное гуманитарное сотрудничество как проблемное поле. Особенности гуманитарного взаимодействия в условиях конфликтных трансформаций современного мира. Новые угрозы, риски и вызовы гуманитарной безопасности. Историческое значение Хельсинского Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (гуманитарная «корзина») 1975 г.
Глобализация и гуманитарное сотрудничество: новые процессы и тенденции. Проблема деидеологизации и деполитизации гуманитарного сотрудничества. Субъекты международного гуманитарного сотрудничества. Его функциональные и институциональные особенности. Концептуально-программные основы деятельности. Новые сетевые формы влияния международных гуманитарных акторов на создание неконфронтационной модели общественного развития и гармонизацию международных отношений.

ВОПРОСЫ к семинару 15 апреля 2014 года (вторник):
1. Международное гуманитарное сотрудничество как проблемное поле (модератор — Сомов Антон).
2. Особенности гуманитарного взаимодействия в условиях конфликтных трансформаций современного мира (модератор — Усманов Руслан).
3. Новые угрозы, риски и вызовы гуманитарной безопасности (модератор — Хозяинова Яна).
4. Историческое значение Хельсинского Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (гуманитарная «корзина») 1975 г (модератор — Шкрылев Артем).
5. Глобализация и гуманитарное сотрудничество: новые процессы и тенденции (модератор — Пухова Полина).

Основная литература:
1. Высторобец Е.А. Экологическое право-мотивации в международном сотрудничестве. М., «Наука», 2006.
2. Костин А.И. Экология и глобалистика. М., «Аспект Пресс», 2005.
3. Международное гуманитарное сотрудничество и проблема современного мира. «Российская газета», 19.08.2009.
4. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России. М. 2008.
5. Сухарев А.И. Формирование субъектов международных отношений: проблема становления субъектов гуманитарных взаимодействий в международных отношениях XXI века. М., 2010.

Дополнительная литература:
1. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997.
2. Международное сотрудничество на пороге XXI века. М., 1999.
3. Мощняга В.П. Гуманитарная деятельность международных организаций в современном мире.

Internet-ресурсы:
1. Основные направления работы МИД РФ по развитию культурных связей с зарубежными странами. www.mid.ru/.
2. Министерство культуры РФ: Сотрудничество с Евросоюзом и странами Европы. www.rus-eu-culture.ru/rf/588/.
3. Сотрудничество Россия – Совет Европы. Рамочная программа по сотрудничеству в сфере культуры и культурного наследия на период 2009 – 2011 годов. www.rus-eu-culture.ru/documents/655/.
4. Официальный сайт Совета безопасности РФ – www.scrf.gov.ru/documents/16/27.html
5. Официальный сайт Президента РФ – президент.рф/acts/15635
6. Декларации и конвенции ООН – www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations_rights.shtml
7. Сайт программы развития ООН. Доклады о развитии человека. Human Development Reports – United Nations Development Programme (UNDP) (1990 – 2011) – hdr.undp.org/en/reports/global/.

Вопросы к семинару № 3 по дисциплине «Теория государства и права»

Кафедра государства и права, 2013/2014 учебный год, МД2Б-13

Дисциплина «Теория государства и права»

ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Бакалавриат, Факультета «Международные отношения», I курс, дневное отделение.

ВОПРОСЫ к семинару 18 апреля 2014 года (пятница), с 12.55–14.15 по теме -
« Реализация права. Правомерное поведение.»:

1. Понятие, формы и методы реализации права (докладчик — Шкрылев Артем).
2. Применение права как особая форма реализации права (докладчик — Пухова Полина).
3. Субъекты и стадии применения норм права. Юридический процесс (докладчик — Исмоилов Бободжон).
4. Акты применения норм права, их признаки и виды (докладчик — Акушенкова Лидия).
5. Пробелы в праве. Юридические коллизии и их разрешение (докладчик — Ан Ун Чхор).
6. Правомерное поведение – характерные черты и особенности (докладчик — Банакин Павел).

Литература:
• Завадская Л.Н. Механизм реализации права. – М., 1992;
• Карташов В.Н. Применение права. – Ярославль, 1980;
• Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М., 1992;
• Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. – Казань, 1982;
• Лазарев В.В. Применение советского права. – Казань, 1972;
• Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. – М., 1974;
• Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов. – Казань, 1975;
• Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. – Саратов, 1995. Гл.5;
• Правоотношения и их роль в реализации права: Учебное пособие/под ред. Решетова Ю.С. – Казань, 1993;
• Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ. – Казань, 1989;
• Правовые акты//Ю.А.Тихомирнов, И.В. Котелевская. – М., 1999;
• Тихомирнов Ю.А. Действие закона. – М., 1992;
• Тихомирнов Ю.А. Юридическая коллизия. – М., 1994.

Вопросы к экзамену по курсу «Международные организации»

Бакалавриат 1 курс (дневное отделение) 2013-2014 учебный год
«Международные организации»

1. «Группа 8», «Группа 20»: причины образования и место в согласовании общих позиций по проблемам глобального значения.
2. Понятие, признаки и виды международных организаций.
3. Борьба с отмыванием «грязных денег» и коррупцией – одно из направлений деятельности ООН.
4. Основные направления деятельности ООН.
5. Роль СНГ в мирном урегулировании споров и конфликтов на территории бывшего СССР.
6. Правосубъективность международных организаций.
7. Средства мирного урегулирования споров по Уставу ООН.
8. Декларация Тысячелетия, ее цели в области борьбы с нищетой, болезнями, по охране окружающей среды.
9. Роль ООН в координации сотрудничества государств.
10. Положение Устава ООН по вопросам международного мира и безопасности.
11. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии.
12. Специализированные учреждения ООН: порядок образования, вступления в связь с ООН, общие направления деятельности.
13. Ключевые экономические и социальные вопросы в деятельности международных организаций. История вопроса и характерные черты современного этапа; место ООН.
14.Международные организации вне системы ООН, занимающиеся экономическими и социальными вопросами (на примере ОЭСР).
15. Главные органы ООН: основные функции.
16. Основные принципы деятельности Европейского Союза. Лиссабонский договор 2007 года.
17. Международный Суд ООН.
18. Роль ООН в обеспечении прав и свобод человека.
19. История создания ООН.
20. Проблемы реформирования ООН.
21. Совет ООН по правам человека.
22. ООН и ядерная программа Ирана.
23. Неправительственные организации.
24. Роль региональных организаций в поддержании международного мира и безопасности.
25. Комиссия по миростроительству.
26. Роль региональных организаций в вопросах экономической интеграции.
27. Формирование региональных систем безопасности (на примере ОБСЕ или иной организации по выбору слушателя).
28. Секретариат ООН: уставные полномочия и практика их применения.
29. Основные пути и средства адаптации Устава ООН к новым мировым реалиям.
30. Нормотворческая роль органов ООН.
31. ООН и конфликты на территории бывшего СССР.
32. Основные направления деятельности ЭКОСОС.
33. ООН и ситуация вокруг КНДР.
34. Понятие, особенности и практическое значение международных региональных организаций.
35. Открытые и закрытые международные организации. Процедура принятия в члены.
36. ООН и ядерная программа Ирана.
37. Характеристика правовой природы СНГ.
38. Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам.
39. ООН и ближневосточное урегулирование.
40. Полномочия Генерального секретаря ООН.
41. ООН и иракский кризис.
42. ООН и югославский кризис. Проблема Косово.
43. Порядок принятия решений Советом Безопасности ООН.
44. Роль ООН в урегулировании споров и конфликтов нового поколения.
45. Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи ООН.
46. Принцип консенсуса в деятельности ООН и других международных организаций.
47. Посредничество и добрые услуги со стороны международных организаций.
48. Устав ООН – основная международная правовая база формирования глобальной и региональных систем безопасности.
49. ООН и ливийский кризис.
50. Полномочия Совета Безопасности ООН.
51. Роль и место ООН в системе современных международных отношений. Основные этапы создания ООН.
52. Миротворческая деятельность ООН и других международных организаций.
53. Международный валютный фонд, Всемирный банк.
54. Основные элементы системы глобальной коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН.
55. Операции ООН по поддержанию мира.
56. Вопрос о постоянных вооруженных силах ООН.
57. Роль и место экономических и социальных проблем в деятельности ООН.
58. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
59. ООН и Концепции внешней политики РФ (2013).
60. Проблемы разоружения в деятельности ООН. Взаимодополняемость «ооновского» и переговорного разоружения.

Вопросы к семинару № 3 по дисциплине «Мировые культуры»

Бакалавриат МО, д/о, 1 курс

Вопросы к семинару 02.04.14 по «Мировым культурам».
Готовьте доклады с презентациями (максимальный балл) на 10-12 мин.

Тема: Особенности русской культуры.
1. Дохристианская культура славян (языческое мировоззрение и ритуал, социальное устройство, государственность) (докладчик — Усманов Руслан).
2. Специфика культуры Киевской и Московской Руси (докладчик — Шкрылев Артем).
3. Динамика русской культуры эпохи модерна:
а) Золотой век русской культуры (основные достижения русского искусства и литературы XIX в.) (докладчик — Хозяинова Яна);
б) Серебряный век (художественные объединения и направления) (докладчики — Пухова Полина).
4. Культура современной России (литература, живопись, кинематограф,
музыка) (докладчик — Исмоилов Бободжон ).

Основная литература:

Никитич Л. А. Культурология. Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012.

Дополнительная литература:

1. Балакина Т. Н. История русской культуры. М., 1996.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
4. Рапацкая Л.А Художественная культура России. М., 1998.
5. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5.

Семинарское занятие № 4 по дисциплине «Теория международных отношений (ТМО)»

«Теория международных отношений (ТМО)»
1 курс бакалавриат МО дневное отделение (второе высшее образование) 2013/2014 уч. год 1 семестр
Профиль подготовки
«Международные отношения и внешняя политика»

1. Понятие рационализма в МО.
2. Теория идеализма/либерализма: основные положения, сильные и слабые стороны.
3. Письменный анализ статьи: Цыганкова. Кризис идеи «демократического мира». Статья прилагается в файле. Задание: Выписать основные тезисы автора. Дать письменный комментарий. Объем 1.5-2 стр.

Литература:
1. Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. – Санкт – Петербург, Издательский дом «Сентябрь», 2001.
2. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Гардарики, 2002.
3. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия. – М.: Гардарики, 2002.
4. Материалы лекций.