Семинарское занятие № 1 по дисциплине «Экономические и политические процессы в СНГ»

Семинар № 1: Образование и структура СНГ.

Вопросы к семинару на 20.02.2015 г.:
1. К истории вопроса образования СНГ: Российская империя – СССР – СНГ. Основные учредительные документы (докладчик — Акушенкова Лидия).
2. Проблема эффективности структуры СНГ, ее эволюция (докладчик — Бойко Денис).
3. Актуальные вопросы реформирования институтов Содружества (докладчик — Гасанов Тарлан).
4. Международно-правовой статус СНГ как региональной организации (докладчик — Давлетшин Реал).

Основная литература:
1. Панов А.Н., Бажанов Е.П. Внешняя политика и дипломатия Российской Федерации. Учебник. М., 2010.
2. Богатуров А.Д. (ред.) Международные отношения в Центральной Азии. М., 2011.
3. Татаринцев В.М. Двухсторонние отношения России со странами СНГ. Монография. М., 2011.
4. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых государств. Учебно-методическое пособие. М., 2011.
5. Косов Ю.В., Торопгин А.В. Содружество Независимых государств. Институты, интеграционные процессы, конфликты. М., 2009.
6. Лебедева М.М. Международные отношения. Теории, конфликты, движения, организации. – М., 2009, 320 с.

Дополнительная литература:
1. Кулматов К.Н., Рудов Г.А. (ред.) Россия – Центральная Азия – радикальный ислам. Учебное издание. М., 2009.
2. Хазанов А.М., Шарипов У.З. (ред.). / Страны СНГ в системе международных отношений (сборник статей). М., 2008.

Вопросы к экзамену по курсу «Мировая экономика»

Вопросы к экзамену :

1. Понятие мировой экономики, ее основы и особенности.
2. Основные признаки экономики развивающихся стран.
3. Дайте характеристику американской социально-экономической модели.
4. Дайте характеристику европейской социально-экономической модели.
5. Основные черты японской социально-экономической модели.
6. Роль США в мировой экономике: эволюция в последние годы.
7. Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы.
8. Основные черты и особенности экономического развития Японии.
9. Соотношения развитых капиталистических стран по основным макроэкономическим показателям.
10. Основные исторические этапы в развитии западноевропейской экономической интеграции.
11. Особенности экономической интеграции развитых и развивающихся стран.
12. Особенности социально-экономического строя Китая и причины его быстрого экономического роста.
13. Современное состояние и развитие экономики Индии.
14. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Экспортоориентированная модель их развития.
15. Состояние экономики стран Латинской Америки.
16. Причины экономической отсталости стран Тропической Африки.
17. Своеобразие рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы.
18. Место России в мировой экономики и МЭО сейчас и в перспективе до 2020 года.
19. Уроки исторического опыта ЕС для России и СНГ.
20. Особенности современного состояния мировой экономики.
21. Особенности современного состояния экономики отдельных стран (Германия, Англия, Франция и др.).
22. Конкурентоспособность экономики отдельных стран, факторы ее определяющие.
23. Роль топливно-энергетического комплекса в мировой экономике.
24. Затраты на НИОКР и их роль в современной экономике.
25. Механизм функционирования Еврозоны.
26. Основные черты современного научно-технического лидерства – США, ЕС, Япония (сопоставительный анализ).
27. Сравнительный анализ экономических реформ в России и других странах СНГ.
28. Специфика экономики стран экспортеров нефти и газа. ОПЕК и Форум экспортеров газа.
29. Особенности экономического развития стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).
30. Место России в мировой экономике. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей России и стран Запада.
31. Глобализация и роль ТНК в глобализации мировой экономики.
32. Роль международных экономических организаций в мировой экономике.
33. Влияние мирового финансового кризиса на развитие мирового хозяйства.
34. Страны «Большой восьмерки»: их роль и значение в мировой экономике.
35. Содружество Независимых Государств: проблемы и перспективы развития.
36. Типология и виды классификации стран мира. Основные показатели, используемые в сравнении отдельных групп стран в мировом хозяйстве.
37. Глобальные проблемы мировой экономики (демографическая, продовольственная, природных ресурсов, развития человеческого потенциала, устойчивого развития).
38. Общая характеристика международной миграции рабочей силы. Причины и направления миграции.

Вопросы к экзамену по курсу «История стран Европы и Азии в XIX - XX веках»

«История стран Европы и Азии в 19-20 вв.», 2 курс (дневное отделение)

Вопросы к экзамену:
1. Политическая карта Европы 1919-1923 гг.
2. Формирование Версальской системы по окончании Первой мировой войны.
3. Принцип самоопределения наций и формирование национальных государств в Центральной Европе.
4. Великобритания между двумя мировыми войнами: социально-экономическое развитие, политическая система, эволюция колониальной британской системы.
5. Франция между двумя мировыми войнами: социально-экономическое развитие, политическая система, основные проблемы внешней политики.
6. Германия между двумя мировым войнами: проблемы социально-экономического развития, эволюция политической системы.
7. Мировой экономический кризис конца 1920х – начала 1930х годов: причины и предпосылки, динамика и его влияние на состояние экономик европейских государств.
8. Зарождение и эволюция фашистской идеологии, немецкий и средиземноморский фашизм.
9. Формирование ближневосточной международной системы по окончании Первой мировой войны.
10. Кризис Османской империи на рубеже XIX – XX вв.: причины, особенности, итоги.
11. Младотурецкая революция: причины, особенности, итоги.
12. Кемалистская революция: причины, особенности, итоги.
13. Иранская революция 1905 – 1911 гг.: причины, особенности, итоги.
14. Иран между двумя мировыми войнами: борьба за независимость, социально-экономическое и политическое развитие.
15. Формирование Вашингтонской системы международных отношений по окончании Первой мировой войны.
16. Китай между двумя мировыми войнами: особенности социально-экономического и политического развития.
17. Китай в годы Второй мировой войны.
18. Япония между двумя мировыми войнами: особенности социально-экономического и политического развития. Япония в годы Второй мировой войны.
19. Предвоенный кризис на Дальнем Востоке и японо-китайская война 1930х гг.
20. Формирование Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений по окончании Второй мировой войны.
21. Экономическое и политическое восстановление Европы по окончании Второй мировой войны (на примере внутреннего развития отдельных стран Западной Европы).
22. Европейская интеграционная модель: становление, эволюция, особенности.
23. Неоконсервативные революции в Европе (конец 1970х – начало 1980х годов): причины, социально-экономические и политические итоги.
24. Приход к власти в Великобритании М. Тэтчер: особенности внутренней и внешней политики.
25. Канцлерство Г. Коля: особенности внутренней и внешней политики ФРГ 1980е – 1990 гг.
26. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы президентства Ф. Миттерана.
27. Внешняя политика ключевых западноевропейских стран (ФРГ, Франция, Великобритания) в годы «холодной войны».
28. Исламская революция 1979 года в Иране: причины, основные преобразования, итоги.
29. Афганистан в последней четверти XX в.: апрельская революция 1978 года, приход к власти Х. Амина и ввод советских войск в Афганистан.
30. Проблемы социально-экономического и политического развития Афганистана на рубеже XX-XXI столетий.

Посещение выставки "Рюриковичи" с экскурсией.

Письмо Наталье Ивановны Маслаковой:

Уважаемые студенты!

На последнем занятии я сообщила вам о том, что формируется группа с целью посещения выставки «Рюриковичи» с экскурсией. Выставка открыта до 20 ноября. Мы собираемся ее посетить вечером 19 ноября. Просила бы оперативно определиться, кто хотел бы войти в эту группу.

С уважением,

Президент Международного дипломатического клуба и
Клуба «Друзья Швейцарии»
Наталья Ивановна Маслакова-Клауберг


Прошу срочно определиться и дать мне знать в понедельник утром или же самостоятельно связаться с Натальей Ивановной и добавиться к ней в группу…

Семинарское занятие № 5 по дисциплине «Проблемы региональной безопасности в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке»

Вопросы к семинару:

1 — 4. Краткое тезисное изложение материала «Политика Ирана: верность принципам и новые акценты» (Учебник глава 8, стр. 216-223) Можно использовать материал, который я давал на лекции.

4 человека по очереди докладывают содержание упомянутого раздела (докладчики — Пухова Полина, Исмоилов Бободжон, Акушенкова Лидия, Каримова Нафиса).

5 — 8. Краткое тезисное изложение материала «Развитие ситуации в Афганистане» (Учебник, глава 8, стр.228 -238).
4 докладчика (докладчики — Ан Ун Чхор, Батмунх Баясгалан, Бойко Денис, Гасанов Тарлан).

9. Дополнительный вопрос (вопросы) — если останется время — по материалам, который я высылаю (Файл о радикальной исламистской организации «Исламское государство» (докладчик — Усманов Руслан).

С.И.Большаков

Семинарское занятие № 1 по дисциплине «Дипломатия в портретах»

12 ноября 2014 года, в 9:00

Вопросы к докладам на 7 минут:

1. Франсуа Лефорд (докладчик — Пирогов Виталий).
2. Меньшиков Александр Данилович (докладчик — Русакова Ольга).
3. Куракин Борис Иванович (докладчик — Собиров Абдурахмон).
4. Шафиров Петр Павлович (докладчик — Шкрылев Артем).

Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Теория игр»

Вопросы к зачету по «Теории игр»

1. Формирование теории игр как научной дисциплины.
2. Определение теории игр. Классификация игр.
3. Развитие теории игр в СССР и России.
4. Ограниченное применение теории игр в анализе международных отношений.
5. Теория игр как оружие «Холодной войны». Вклад Рэнд Корпорэйшн в развитие теории игр.
6. Верхняя и нижняя цена игры. Принцип «минимакса». Примеры.
7. Понятия «игра», «правила игры», «личный ход», «случайный ход», «стратегия игры», «матрица игры», «конечная игра». Примеры.
8. Особенности «эпохи переговоров» и применение теории игр.
9. Переговорные стратегии и теория игр.
10. Переговорная тактика и теория игр.
11. Фокальные точки в переговорах.
12. Чистые и смешанные стратегии.
13. Элементарные методы решения игр 2 х 2 и 2 х n.
14. Теоретико-игровая модель Карибского кризиса.
15. Дилемма заключенного и ее применение в анализе международных отношений.
16. Игры «Цыпленок», «Охота на оленя» и их применение в анализе международных отношений.
17. Игры «Страховка», «Тупик» и их применение в анализе международных отношений.
18. Проблемы переговоров и их игровая интерпретация. Стандартное решение «Договорной» игры».
19. Ультимативные игры как модель переговоров.
20. Стратегия конфликта по Т.Шеллингу.

Вопросы к экзамену по курсу «Проблемы безопасности в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке»

Вопросы для билетов к экзамену по дисциплине «Проблемы безопасности в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке»

1. Создание Ялтинско-Потсдамской системы: основные этапы.
2. Ломка биполярных устоев системы международных отношений после окончания Второй мировой войны.
3. Основные пять сегментов безопасности: краткий перечень и характеристики.
4. Взаимосвязь международной и национальной безопасности.
5. Влияние региональной дестабилизации на международную безопасность.
6. Структура и проблемные блоки международной (региональной) безопасности.
7. Экономические механизмы международной безопасности.
8. Становление феномена международной безопасности.
9. Национальная безопасность: определение и краткая характеристика.
10. “Новые вызовы и угрозы” международной безопасности.
11. Региональная безопасность: основные характеристики.
12. Международное вооруженное вмешательство. Гуманитарная интервенция.
13. Глобализация как фактор, влияющий на становление новой системы международной и региональной безопасности.
14. Создание блоковой системы в Европе после Второй мировой войны.
15. Основные принципы функционирования НАТО. Новая стратегическая концепция НАТО 2010 года.
16. Совет Россия – НАТО: цели, задачи и проблемы двусторонних отношений.
17. ОДКБ: значимость этой структуры для судеб евразийской безопасности.
18. Процесс создания ОБСЕ: этапы и их краткая характеристика. Хельсинкский Акт.
19. Оформление инструментов безопасности ЕС: ОЕПБО, ее задачи и степень их реализации на сегодняшний день. Маастрихтский договор.
20. Сферы деятельности ОБСЕ.
21. Проблематика ПРО и европейская безопасность (по материалам Учебника СМО).
22. Процесс ближневосточного урегулирования (БВУ): основные этапы.
23. Организация Освобождения Палестины: основная характеристика.
24. ХАМАС: основная характеристика.
25. ФАТХ: основная характеристика.
26. Вопросы военной безопасности в Европе. ДОВСЕ. (по материалам Учебника СМО под ред. А.Торкунова и А.Мальгина).
27. Три трека палестино-израильского урегулирования.
28. “Дорожная карта” 2003 года: содержание трех основных этапов выполнения документа.
29. Создание и деятельность квартета международных посредников в процессе БВУ.
30. Арабская мирная инициатива.
31. Революции в арабских странах в 2011 году: краткая характеристика процесса.
32. Сирийский кризис как конфликтная составляющая процесса революционных изменений в арабском мире.
33. Иран, его ядерная программа и региональная безопасность на Среднем Востоке.
34. Афганистан: основные задачи мирного урегулирования (2001 – 2014 годы).
35. Угроза радикального исламизма как вызов региональной безопасности на Среднем и Ближнем Востоке.
36. “Аль-Каида” и угрозы региональной и международной безопасности.
37. Актуальные задачи международного миротворческого сотрудничества в Европе.
38. Договор по открытому небу в Европе (по материалам Учебника СМО).
39. Пакистан и исламистский терроризм как проблемная часть региональной среды безопасности на Среднем и Ближнем Востоке.
40. Позиция России по вопросам международного сотрудничества в области кризисной дипломатии (по материалам МИД России).
41. “План Шарона” 2005 года и процесс БВУ.
42. Международно-правовая база ближневосточного урегулирования.
43. Проблема Иерусалима в ближневосточном урегулировании.
44. Проблема ближневосточного урегулирования в Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 года

Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Культурная дипломатия»

Кафедра Дипломатии и консульской службы 2014/2015 учебный год 2 курс бакалавриат ДМО (второе высшее образование)

Зачет 20 ноября 16.00-17.20

Вопросы к зачёту по дисциплине «Культурная дипломатия»:

1. Роль внешней культурной политики в условиях глобализации.
2. ВКП в российских внешнеполитических документах.
3. Значение культурной дипломатии для современной России.
4. ВКП как важный составной компонент международной деятельности России.
5. Понятие «мягкой силы» и ее роль в ВКП.
6. Главные задачи российской культурной дипломатии.
7. Российские федеральные структуры в сфере культурной дипломатии.
8. Участие гражданского общества в культурной дипломатии.
9. Российская культурная служба за рубежом.
10. Участие роспосольства в культурной деятельности.
11. Россотрудничество и его функции.
12. РЦНК как основной инструмент реализации ВКП.
13. Поддержка российских соотечественников как ведущее направление КД.
14. Русский язык, образование и наука в зарубежной работе.
15. Проблема реституции культурных ценностей.
16. Страны СНГ и Балтии – приоритет ВКП России.
17. Культурное сотрудничество с США, КНР, Индией и АТР.
18. Роль ЮНЕСКО в многосторонних культурных контактах России.
19. Культурное сотрудничество с европейскими странами и организациями.
20. Зарубежные культурные службы в России.
21. «Перекрестные года культуры» как пример взаимовыгодного межгосударственного культурного сотрудничества.

Семинарское занятие № 4 по дисциплине «Культурная дипломатия»

2 курс Бакалавриат МО дневное отделение (второе высшее образование) 2014/2015 уч. год 3 семестр / Профессор Мозель К.Н.

«Круглый стол» 13.11.2014 г.

«Культурные службы зарубежных стран и их деятельность в России»

1. Роль и функции зарубежных культурных служб (докладчик — Елизаров Сергей).
2. Основные иностранные культурные службы (центры), действующие в России (докладчик — Каримова Нафиса).
3. Частные импресарио и проблема коммерциализации (докладчик — Мальцева Виктория).

Литература:

1. Дипломатическая служба. Учебное пособие /Под ред. А.В. Торкунова. – М.: МГИМО (У), РОССПЭН, 2002.
2. Боголюбова Н.М. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. – СПб.: СПГУ, 2008.
3. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира. – М.: Диалог культур, 2006.
4. Культура и дипломатия/ Под ред. Е.А. Шмагина. – М., «Международная жизнь», № 8, 2002.
5. Чепурин А.В. Политика Российской Федерации в отношении зарубежных соотечественников. Учебное пособие. – М.: Восток-Запад, 2009.
6. Тезисы «Внешняя культурная политика России – год 2000». – М., «Дипломатический вестник», апрель 2000 г.
7. № 179-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». — М., «Российская газета», 27.07.2010.
8. «Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации». Указ Президента РФ от 11.07.2004 г.